Справка
по результатам изучения судебной практики рассмотрения районными (городскими) судами Саратовской области административных дел, связанных с установлением административного надзора за лицами, освобождаемыми и освобожденными из мест лишения свободы
В соответствии с планом работы на второе полугодие 2024 года Саратовским областным судом изучена судебная практика рассмотрения судами области административных дел, связанных с установлением административного надзора за лицами, освобождаемыми и освобожденными из мест лишения свободы за период 2023 года - первое полугодие 2024 года.
Настоящая справка подготовлена в целях обеспечения правильного и единообразного применения судами области законодательства при рассмотрении административных дел указанной категории.
Количество административных дел и результаты их рассмотрения
Изучение судебной практики административных дел, связанных с установлением административного надзора за лицами, освобождаемыми и освобожденными из мест лишения свободы, показало, что за период с 1 января
2023 года по 30 июня 2024 года судьями районных (городских) судов всего рассмотрено - 2 819 административных дел (в 2023 году - 1902 дела, в первом полугодии 2024 года – 917 дел), из которых: 1 654 дела - об установлении административного надзора; 175 дел - о продлении административного надзора; 907 дел - о дополнении ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений; 51 дело - о досрочном прекращении административного надзора; 30 дел - о частичной отмене ранее установленных поднадзорному лицу административных ограничений.
Решения об отказе в удовлетворении административных исковых заявлений принимались в 51 случае в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьей 3 Федерального закона № 64-ФЗ для установления административного надзора.
Исходя из представленных районными (городскими) судами сведений, нарушений установленного срока рассмотрения дел данной категории судами области не допускалось.
С 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года Саратовским областным судом рассмотрено 112 апелляционных жалоб (представлений) (в 2023 году – 95апелляционных жалоб, в первом полугодии 2024 года – 17 апелляционных жалоб) по делам данной категории, из них: 3 решения суда первой инстанции отменены свынесением нового решения, 13 решений изменены, 1 решение отменено снаправлением дела на новое рассмотрение в районный суд.
Для проведения обобщения из судов области выборочно поступило 16 дел, рассмотренных с 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года.
Общие положения
В соответствии с частью 1 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Административный надзор регламентирован Федеральным законом от6апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее - Закон об административном надзоре, Федеральный закон № 64-ФЗ). В соответствии с пунктом 1
статьи 1 указанного закона административный надзор представляет собой осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии сЗаконом об административном надзоре временных ограничений его прав исвобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных Федеральным законом № 64-ФЗ.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2018 года № 2146-О «Об отказе впринятии к рассмотрению жалобы гражданина Леонидова Анатолия Николаевича на нарушение его конституционных прав рядом положений Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор относится к мерам предупреждения преступлений и других правонарушений, оказания на лицо индивидуального профилактического воздействия, а не к мерам ответственности за совершенное правонарушение. Его применение связывается с освобождением лица из мест лишения свободы и с наличием непогашенной либо неснятой судимости, которая влечет за собой правовые последствия в случаях и в порядке, предусмотренных федеральными законами.
Контроль за лицами, освобожденными из мест лишения свободы и имеющими непогашенную либо неснятую судимость, является важным фактором предупреждения рецидива преступности в свете законодательных тенденций, направленных на декриминализацию правонарушений.
Закрепление дел об административном надзоре в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) обусловлено положениями части 3 статьи 4 и статьи 6 Закона об административном надзоре, в силу которых решение вопросов об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене либо дополнении ранее установленных административных ограничений отнесено к исключительной компетенции суда.
Анализ судебной практики показал, что суды области в большинстве случаев правильно определяют закон, подлежащий применению к спорным отношениям, учитывают правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации и разъяснения Пленума Верховного Суда Российской Федерации, содержащиеся в постановлении от 16 мая 2017 года № 15 (в ред. от 22 декабря 2022года) «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Вопросы применения норм процессуального права
Сроки предъявления административного искового заявления об установлении административного надзора
В соответствии со статьей 270 КАС РФ административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд исправительным учреждением - в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы; органом внутренних дел - в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.
Административное исковое заявление о продлении административного надзора и административное исковое заявление о дополнении ранее установленных административных ограничений подаются в суд органом внутренних дел.
Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора и административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений могут подаваться в суд органом внутренних дел или поднадзорным лицом либо его представителем.
В силу части 3 статьи 173.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ) и пункта 6 части 1 статьи 12 Федерального закона
№ 64-ФЗ администрация исправительного учреждения должна обратиться в суд с заявлением об установлении административного надзора за лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания, а орган внутренних дел в отношении лица, которому в качестве дополнительного вида наказания назначено ограничение свободы либо не отбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена ограничением свободы, с таким заявлением должен обратиться по месту жительства или пребывания этого лица не позднее чем за один месяц до истечения срока ограничения свободы. Установив нарушение законности при подаче заявления, в целях предупреждения подобных фактов суд вправе обсудить вопрос о вынесении частного определения в адрес администрации исправительного учреждения или органа внутренних дел в соответствии со статьей 200 КАС РФ.
Всего за период с 1 января 2023 по 30 июня 2024 года включительно судьями районных (городских) судов Саратовской области вынесено 1 частное определение.
При изучении практики рассмотрения дел данной категории установлен случай нарушения Федеральным казенным учреждением
«Колония - поселение № 20» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее – ФКУ «КП-20» УФСИН России по Саратовской области) срока, определенного частью 3 статьи 173.1 УИК РФ.
Заявление об установлении административного надзора в отношении осужденного З. было направлено в суд менее чем за 2 месяца до истечения срока отбывания осужденным наказания, а именно - срок отбывания наказания осужденным З. истекал 24 июня 2024 года, с административным иском административный истец обратился 21 мая 2024 года, то есть за пределами установленного законом двухмесячного срока, что является нарушением части 7 статьи 270 КАС РФ.
В целях недопущения нарушения установленного срока подачи заявления об установлении административного надзора Красноармейским городским судом Саратовской области 4 июня 2024 года в адрес начальника ФКУ «КП-20» УФСИН России по Саратовской области вынесено частное определение.
Основания для оставления административного искового заявления об установлении административного надзора без движения и его возвращения
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административное исковое заявление об установлении, продлении, досрочном прекращении административного надзора, частичной отмене либо о дополнении ранее установленных административных ограничений (далее - административное исковое заявление, связанное с административным надзором) и прилагаемые к нему документы должны отвечать требованиям статьи 271, а также статей 125 и 126 КАС РФ.
В частности, к административному исковому заявлению исправительного учреждения или органа внутренних дел прилагается уведомление о вручении или иной документ, подтверждающий вручение другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и иных документов, которые у них отсутствуют (часть 7 статьи 125, пункт 1 части 1 статьи 126 КАС РФ).
К административному исковому заявлению о досрочном прекращении административного надзора, поданному органом внутренних дел, должен быть приложен документ, содержащий сведения о потерпевшем или его представителе.
Административное исковое заявление исправительного учреждения или органа внутренних дел должно быть подписано его начальником или руководителем, иным уполномоченным лицом либо представителем
(часть 8 статьи 54, статья 55, пункт 1 части 2 статьи 56, часть 2
статьи 271 КАСРФ).
Административное исковое заявление поднадзорного лица о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений подписывается этим лицом либо его представителем при наличии у него соответствующих полномочий
(часть 1 статьи54, статьи 55, 56, 57 КАС РФ).
За период с 1 января 2023 года по 30 июня 2024 года судами области оставлено без движения 2 административных исковых заявлений об установлении административного надзора, о дополнении ранее установленных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений, возвращено – 2 административных исковых заявления.
Основаниями принятых судами определений об оставлении заявлений без движения послужило несоответствие заявлений и приложенных к ним материалов требованиям статей 125, 126, 271 КАС РФ; о возвращении заявления, в основном, - неустранение обстоятельств, послуживших основанием для оставления административного искового заявления без движения.
Так, Е. обратился в суд с административным исковым заявлением о прекращении административного надзора.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Саратова от 29ноября 2023 года административное исковое заявление Е. оставлено без движения, поскольку в нарушение положений статей 125, 126 КАС РФ в административном исковом заявлении не были указаны: полная дата рождения административного истца; отсутствовало полное наименование и адрес административного ответчика, а также не были приложены: доказательства направления административного искового заявления административному ответчику; копия решения Энгельсского районного суда Саратовской области, на которое ссылался административный истец в административном исковом заявлении; срок для устранения вышеуказанных недостатков был установлен до 25декабря 2023 года.
Определением Октябрьского районного суда г. Саратова от 26 декабря 2023года административное исковое заявление возвращено, поскольку
Е. не устранены обстоятельства, послужившие основанием для оставления административного искового заявления.
В апелляционном и кассационном порядке определение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Определением судьи Октябрьского районного суда г. Саратова от 18 января 2024 года возвращено административное исковое заявление Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову, предъявленное к С. об установлении административного надзора. Вкачестве основания для возвращения административного искового заявления явилось нарушение части 1 статьи 125 КАС РФ, а именно административное исковое заявление подписано инспектором П., однако диплом о высшем юридическом образовании и доверенность с правом подписания административного искового заявления суду представлены не были.
В апелляционном и кассационном порядке определение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Оставление административного искового заявления об установлении административного надзора без рассмотрения
В соответствии со статьей 196 КАС РФ суд оставляет административное исковое заявление без рассмотрения в случае если: административным истцом не соблюден досудебный порядок урегулирования административных споров, установленный федеральным законом для данной категории административных дел; административное исковое заявление подано лицом, не обладающим административной процессуальной дееспособностью; административное исковое заявление не подписано или подписано и подано в суд лицом, не имеющим полномочий на его подписание и (или) подачу в суд, либо лицом, должностное положение которого не указано; в производстве этого или другого суда либо арбитражного суда имеется возбужденное ранее дело по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям; производство по данному административному делу возбуждено по административному исковому заявлению с нарушением требований, предусмотренных статьями 125 и 126 настоящего Кодекса, и эти нарушения не были устранены в установленный судом срок либо в случае, если после изменения административным истцом исковых требований им не представлены документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основаны измененные требования, при условии, что административный истец не освобожден от обязанности доказывания данных обстоятельств, а также в иных предусмотренных КАС РФ случаях.
Так, определением судьи Краснокутского районного суда Саратовской области от 7 декабря 2023 года административное исковое заявление отдела Министерства внутренних дел России по Краснокутскому району Саратовской области (далее - ОМВД России по Краснокутскому району Саратовской области), предъявленное к К. об установлении административного надзора, было оставлено без рассмотрения на основании пункта 1 части 1 статьи 126 КАС РФ, поскольку копия административного искового заявления и приложенные к нему документы административному ответчику не вручены, соответствующее уведомление суду не представлено.
В апелляционном и кассационном порядке определение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Прекращение производства по административным делам
Основания для прекращения производства по административному делу установлены в статье 194 КАС РФ.
Согласно части 1 статьи 195 КАС РФ производство по административному делу прекращается определением суда, в котором указываются основания для прекращения производства по административному делу, разрешаются вопросы о возможности возврата государственной пошлины и о распределении между сторонами судебных расходов.
В определении о прекращении производства по делу разъясняется, что повторное обращение в суд по административному спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям не допускается.
За изучаемый период районными (городскими) судами Саратовской области прекращено производство по 34 административным делам.
ОМВД России по Краснокутскому району Саратовской области обратился в суд с административным исковым заявлением к Б. о дополнении ранее установленных административных ограничений при осуществлении административного надзора.
До начала рассмотрения дела по существу от административного истца поступило заявление о прекращении производства по делу в связи с отказом отзаявленных требований.
Установлено, что отказ ОМВД России по Краснокутскому району Саратовской области от административного искового заявления не нарушает прав других лиц, публичные интересы, основания, препятствующие принятию судом данного отказа, отсутствуют.
Определением Краснокутского районного суда Саратовской области от6марта 2024 года производство по административному делу было прекращено в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 194 КАС РФ всвязи с принятием отказа от административных исковых требований.
В апелляционном и кассационном порядке определение не обжаловалось ивступило в законную силу.
Отдел Министерства внутренних дел Российской Федерации по Татищевскому району Саратовской области (далее - ОМВД России по Татищевскому району Саратовской области) обратился в Татищевский районный суд Саратовской области с административным исковым заявлением к П. об установлении дополнительных ограничений и продлении срока административного надзора.
До начала рассмотрения дела по существу от административного истца поступило заявление о прекращении производства по делу в связи со смертью поднадзорного лица П.
Из сведений, представленных отделом ЗАГС по Татищевскому району Саратовской области, следовало, что П. умер 31 марта 2024 года, что также подтверждалось медицинским свидетельством о смерти, выданным ГУЗ«БСМЭ» МЗ Саратовской области.
Определением Татищевского районного суда Саратовской области от 19апреля 2024 года производство по административному делу было прекращено в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 194 КАС РФ в связи со смертью П.
В апелляционном и кассационном порядке определение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Вопросы применения норм материального права
Основания для установления административного надзора
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается судом при наличии оснований, предусмотренных частью 3 статьи3 Закона об административном надзоре, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение: тяжкого или особо тяжкого преступления; преступления при рецидиве преступлений; умышленного преступления в отношении несовершеннолетнего; двух и более преступлений, предусмотренных частью 1 статьи 228, статьи 228.3, частью 1 статьи 231, частью 1 статьи 234.1 УК РФ.
Одновременно с этим в части 3 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрены следующие основания для установления административного надзора:
- лицо в период отбывания наказания в местах лишения свободы признавалось злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания;
- лицо, отбывшее уголовное наказание в виде лишения свободы и имеющее непогашенную либо неснятую судимость, совершает в течение одного года два и более административных правонарушения против порядка управления, и (или) административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьи 11.9, и (или) статьи 12.8, и (или)
статьи 12.26 КоАП РФ.
На основании части 2 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ административный надзор устанавливается независимо от наличия вышеприведенных обстоятельств в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость:
- за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (за исключением лица, указанного в части2.1 статьи 3);
- совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений;
- совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, предусмотренного пунктом «л» части 2 статьи 105, пунктом «е» части 2 статьи 111, пунктом «з» части2 статьи 117, части 4 статьи 150 (в случае совершения преступления по мотивам политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды либо по мотивам ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы), статьями 205 - 205.5, 206, 208, 210.1, 211, 220, 221, 277 - 279, 282 - 282.3, 295, 317, 357, 360 и 361 УК РФ;
- совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1
статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ).
Анализ дел изучаемой категории, рассмотренных судами Саратовской области, показал, что в период с 1 января 2023 года по 30 июня
2024 года административный надзор в отношении совершеннолетних лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость, устанавливался в отношении следующих категорий лиц:
- в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления, при рецидиве преступлений, совершивших в течение года два и более административных правонарушения против порядка управления и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушения, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей12.26 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) (470 дел);
- в отношении лиц, освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо за совершение преступления при рецидиве преступлений, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признанных злостными нарушителями установленного порядка отбывания наказания (163 дела);
- в отношении лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего (106 дел);
- в отношении лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве (572 дела);
- в отношении лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы и имеющих непогашенную либо неснятую судимость за совершение впериод нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания (за исключением лица, указанного в части 2.1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ) (343 дела).
Виды административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу
Часть 1 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ содержит исчерпывающий перечень административных ограничений, которые могут быть применены к поднадзорному лицу. К ним относятся: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. Суд вправе установить иные, не указанные в заявлении исправительного учреждения или органа внутренних дел, административные ограничения.
В решении об установлении административного надзора, о частичной отмене или о дополнении ранее установленных административных ограничений должны быть указаны виды назначаемых судом административных ограничений (часть 8 статьи 272, часть 3 статьи 273 КАС РФ).
Выбор вида административных ограничений не может носить произвольный характер и должен быть направлен на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также на оказание индивидуального профилактического воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Назначение административных ограничений не должно несоразмерно ограничивать права поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Установление судом административного ограничения в виде явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации является обязательным и не зависит от применения к лицу иных административных ограничений
(пункт 1 части 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
При установлении административного надзора за лицом, имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также за лицом, не имеющим места жительства или пребывания, запрещение выезда за установленные судом пределы территории также является обязательным
(пункты 2 и 3 части 2 статьи 4 Закона об административном надзоре).
Изучение дел об установлении административного надзора, рассмотренных районными (городскими) судами области, показало, что при решении вопроса об установлении в отношении конкретного лица того или иного вида административного ограничения суды учитывают характер и общественную опасность совершенного преступления, данные, характеризующие личность лица, в отношении которого подано заявление об установлении административного надзора, поведение указанного лица в период отбывания наказания и после отбытия наказания, необходимость социальной адаптации и трудоустройства поднадзорного после освобождения из мест лишения свободы, условия жизни, род занятий.
При этом во всех случаях при определении перечня административных ограничений суды соблюдали требования части 2 статьи 4 Федерального закона №64-ФЗ, согласно которой установление судом административного ограничения в виде обязательной явки от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации является обязательным.
Например, Федеральное казенное учреждение Лечебное исправительное учреждение № 3 УФСИН России по Саратовской области (далее - ФКУ ЛИУ № 3 УФСИН России по Саратовской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора Р. сроком на
3 года с административными ограничениями в виде: запрета пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в период времени с
22 часов до 6 часов; запрета выезда за пределы населенного пункта, в котором он проживает; обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации 2 раза в месяц.
Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 16 января 2024 года административные исковые требования удовлетворены. Установлен административный надзор в отношении Р. сроком на 3 года, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания. В отношении Р. установлены административные ограничения в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства, либо пребывания с 22 часов до 6 часов; запрета на выезд за пределы территории г.Саратова; обязательной явки 2 раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, районный суд, исходил из того, что Р. является совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость засовершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено кместу отбывания наказания. При этом, определяя административные ограничения, суд учел характер и степень общественной опасности совершенного Р. преступления в период нахождения под административным надзором, сведения о его личности, согласно которым после освобождения Р. намеревался проживать в ГБУСО «СЦСА для БОМЖ» по адресу:, где проживал до осуждения.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Врио начальника Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Саратову (далее - Управление МВД России по г. Саратову) обратился в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора Б. до погашения судимости, предусмотренной по части 1 статьи 162 УК РФ, а именно до 22 марта 2027 года с административными ограничениями в виде: обязательной явки для регистрации в ОВД по месту проживания (нахождения) 4 раза в месяц по установленному надзорным органом графику; запрета пребывания в увеселительных местах: кафе, барах и ресторанах с целью употребления спиртных напитков; запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий: митингов, демонстраций, шествий; запрета на выезд за пределы г. Саратова без согласования с органом, осуществляющим надзор; запрета на пребывание вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в ночное время суток, в период времени с 22 часов до 6 часов.
Решением Волжского районного суда г. Саратова от 17 февраля 2023 года административные исковые требования удовлетворены. Установлен административный надзор в отношении Б. на срок до погашения судимости по приговору Энгельсского районного суда Саратовской области от 24июня 2015 года до 22 марта 2027 года, с момента вступления в законную силу решения суда (согласно пункту 2 части 3 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ ). В отношении Б. установлены административные ограничения в виде: обязательной явки для регистрации в органах внутренних дел по месту проживания (нахождения) 4 раза в месяц по установленному надзорным органом графику; запрета пребывания в увеселительных местах: кафе, барах и ресторанах с целью употребления спиртных напитков; запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий: митингов, демонстраций, шествий; запрета на выезд за пределы г. Саратова без согласования с органом, осуществляющим надзор; запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания, в ночное время суток в период времени с 22 часов до 6 часов по местному времени.
Разрешая заявленные требования и удовлетворяя их, районный суд исходил из того, что Б. имел непогашенную и неснятую судимость за совершение тяжкого преступления, характеризовался отрицательно.
Определяя административные ограничения, суд учел данные о личности лица, освобожденного из мест лишения свободы, который по месту жительства характеризовался отрицательно, о характере и степени общественной опасности совершенного им преступления, его поведение после отбытия наказания.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Федеральное казённое учреждение Тюрьма Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Саратовской области
(далее − ФКУТ УФСИН России по Саратовской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора Г. сроком на 3 года с административными ограничениями в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства поднадзорного лица, в период с 22 часов до 6 часов; обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства 2 раза в месяц для регистрации или места пребывания; запрета посещения мест проведения массовых или иных мероприятий с участием большого количества граждан, а также участие в указанных мероприятиях, посещать места массового досуга молодежи (ночные клубы, дискотеки, увеселительные заведения); не выезжать за пределы Самарской области.
Решением Балашовского районного суда Саратовской области от 8 декабря 2023 года административные исковые требования удовлетворены частично, установлен административный надзор сроком 3 года, с административными ограничениями в виде: запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания или фактического нахождения в ночное время суток (в период времени с 22 часов до 6 часов по местному времени), за исключением времени исполнения трудовых обязанностей, в том числе вахтовым методом, в соответствии с заключенным трудовым договором; обязательной явки 2раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации. В удовлетворении требования об установлении административного ограничения в виде: запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий с участием большого количества граждан, а также участие в указанных мероприятиях, посещение мест массового досуга молодежи (ночные клубы, дискотеки, увеселительные заведения); в установлении административного ограничения в виде запрета на выезд за пределы Самарской области - отказано.
Принимая решение, районный суд, руководствуясь положениями
пункта 1 части 1 статьи 3 Федерального закона № 64-ФЗ, исходил из того, что Г. являлся совершеннолетним лицом, освобождаемым из мест лишения свободы, имеющим непогашенную и неснятую судимость, в период отбывания наказания в местах лишения свободы признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания. При этом судом первой инстанции не были приведены мотивы, по которым он пришел к выводу об отсутствии необходимости установления административных ограничений в виде: запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий с участием большого количества граждан, а также участие в указанных мероприятиях, посещение мест массового досуга молодежи (ночные клубы, дискотеки, увеселительные заведения); запрета на выезд за пределы Самарской области.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 29 февраля 2024 года решение Балашовского районного суда Саратовской области от 8 декабря 2023 года отменено в части отказа в установлении ограничений в виде: запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий с участием большого количества граждан, а также участия в указанных мероприятиях, посещения мест массового досуга молодежи (ночные клубы, дискотеки, увеселительные заведения); запрета на выезд за пределы Самарской области. В указанной части принято новое решение, которым удовлетворены заявленные требования ФКУТ УФСИН России по Саратовской области к Г. в полном объеме.
Судом апелляционной инстанции было установлено, что Г. осужден за совершение 19 эпизодов особо тяжких преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, а также за организацию притона. Впериод отбывания наказания на него было наложено 31 дисциплинарное взыскание, поощрений не имел, зарекомендовал себя с отрицательной стороны, на путь исправления не встал, вину в совершенных преступлениях так и не признал, правопослушное поведение не сформировано, обидчив, импульсивен и агрессивен.
Таким образом, ограничения в отношении Г. были определены судом первой инстанции без учета конкретных обстоятельств дела.
В кассационном порядке решение и апелляционное определение не обжаловались.
Дополнение ранее установленных административных ограничений
Действующее законодательство не содержит конкретный перечень оснований для установления дополнительных ограничений, вместе с тем, в силу части 3 статьи 4 вышеназванного Федерального закона суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений может частично отменить административные ограничения или на основании заявления органа внутренних дел может дополнить ранее установленные поднадзорному лицу административные ограничения.
Так, решением Новоузенского районного суда Саратовской области от29января 2024 года удовлетворено административное исковое заявление отделения полиции № 1 в составе межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Новоузенский» Саратовской области (далее – ОП № 1 в составе МО МВД России «Новоузенский» по Саратовской области) об установлении дополнительного ограничения административного надзора Б.
При рассмотрении дела судом было установлено, что решением Вольского районного суда Саратовской области от 28 февраля 2020 года Б. установлен административный надзор сроком на 8 лет, с установлением ограничения в виде обязательной явки для регистрации 1 раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания.
Решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 9августа 2022 года в отношении Б. установлены дополнительные ограничения в виде: обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 2 раза в месяц по установленному графику; запрета на пребывание вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов до 6 часов, кроме случаев исполнения трудовых обязанностей.
Решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 22 мая 2023 года в отношении Б. установлены дополнительные ограничения в виде: обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения 4 раза в месяц по установленному графику; запрета на выезд за пределы территории муниципального района по месту проживания или пребывания без разрешения органа внутренних дел, кроме случаев исполнения трудовых обязанностей; запрета на пребывание в определенных местах: торговые точки, осуществляющие розлив алкогольной продукции, бары и кафе.
25 сентября 2023 года Б. привлечена к административной ответственности по части 3 статьи 19.24 КоАП РФ, 15 ноября 2023 года - по части 2
статьи 20.25 КоАП РФ.
Учитывая, что за время нахождения под административным надзором в течение одного года Б. неоднократно привлекалась к административной ответственности за административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно - эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность, общественный порядок и общественную безопасность, районный суд, применив часть 3 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ, дополнил ограничение в виде запрета на посещение места проведения массовых и иных мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Решением Петровского городского суда Саратовской области
от 2 февраля 2023 года удовлетворено административное исковое заявление отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Петровскому району Саратовской области (далее – ОМВД России по Петровскому району Саратовской области) об установлении дополнительного ограничения административного надзора К.
При рассмотрении дела судом установлено, что приговором Петровского городского суда Саратовской области от 22 июля 2022 года К. был осужден по части 2 статьи 314.1 УК РФ с применением части 5 статьи 69 УК РФ к 4 месяцам лишения свободы с отбыванием в исправительной колонии строгого режима.
16 сентября 2022 года К. освобожден из мест лишения свободы по отбытии наказания.
Решением Петровского городского суда Саратовской области от
14 ноября 2022 года в отношении К. установлен административный надзор сроком на 3 года с административными ограничениями в виде: запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства или пребывания в определенное время суток, а именно - с 22 часов до 6часов, за исключением времени исполнения трудовых обязанностей; запрета на выезд за пределы территории Петровского муниципального района Саратовской области без разрешения органа внутренних дел; обязательной явки 2 раза в месяц в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
1 декабря 2022 года К. привлечен к административной ответственности по статье 20.21 КоАП РФ, 13 декабря 2022 года - по статье 20.21 КоАП РФ (по событиям 9декабря 2022 года) и 13 декабря 2022 года - по статье 20.21 КоАП РФ (по событиям 10 декабря 2022 года).
Учитывая, что за время нахождения под административным надзором в течение одного года К. неоднократно привлекался к административной ответственности по статье 20.21 КоАП РФ, предусматривающей административную ответственность за появление в общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, суд, применив часть 3 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ, дополнил административные ограничения в виде: запрета пребывания К. в барах, кафе, ресторанах и иных организациях общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив, посещения мест проведения культурно-массовых мероприятий и участие в указанных мероприятиях.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Решением Ершовского районного суда Саратовской области от
6 февраля 2024 года удовлетворено административное исковое заявление отдела Министерства внутренних дел России по Ершовскому району Саратовской области (далее – ОМВД России по Ершовскому району Саратовской области) об установлении дополнительных ограничений административного надзора Х.
При рассмотрении дела судом установлено, что решением Вольского районного суда Саратовской области от 20 июня 2019 года в отношении Х. установлен административный надзор сроком на 8 лет с установлением ограничения в виде обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания для регистрации 1 раз в месяц. 27 сентября 2023 года и 15 ноября 2023 года Х. была привлечена к административной ответственности по
статье 19.13 КоАП РФ.
Учитывая, что за время нахождения под административным надзором в течение одного года Х. неоднократно привлекалась к административной ответственности, что свидетельствовало о склонности Х. к совершению правонарушений и противоправному поведению, и, исходя из необходимости достижения целей и задач установления административного надзора, районный суд применил положения части 3 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ, дополнив административные ограничения в виде: запрета пребывания в увеселительных местах: кафе, барах, ресторанах с целью употребления спиртных напитков; запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий, участия в них, а именно - культурно – зрелищные; запрета пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, с 22 часов до 6часов следующего дня; запрета выезда за пределы муниципального района без согласования ОМВД РФ по месту жительства или пребывания; обязательной явки в орган внутренних дел по месту жительства либо пребывания для регистрации 2раза в месяц по установленному графику.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Продление срока административного надзора
Статьей 7 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор может быть продлен судом.
Решая вопрос о продлении административного надзора, суд не вправе устанавливать новые административные ограничения, если данное требование не заявлено административным истцом.
При рассмотрении требований о продлении срока административного надзора суд не связан мнением административного истца и вправе установить менее или более продолжительный срок в пределах, установленных Законом, либо отказать в удовлетворении заявленных требований.
При этом положения Закона об административном надзоре не препятствуют неоднократному продлению административного надзора на срок до шести месяцев в пределах срока погашения судимости при наличии соответствующих обстоятельств.
Административный надзор может быть продлен судом в случае:
1) осуждения поднадзорного лица к наказанию, не связанному с изоляцией осужденного от общества, за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;
2) осуждения поднадзорного лица условно, либо с отсрочкой исполнения приговора, либо с отсрочкой отбывания наказания за совершение им в период нахождения под административным надзором преступления;
3) применения к поднадзорному лицу меры уголовно-правового характера без изоляции от общества в связи с совершением им в период нахождения под административным надзором преступления;
4) совершения поднадзорным лицом в течение одного года двух и более административных правонарушений против порядка управления, и (или) административных правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность и (или) на здоровье населения и общественную нравственность, и (или) административных правонарушений, предусмотренных частью 7 статьи 11.5, и (или) статьей 11.9, и (или) статьей 12.8, и (или) статьей12.26 КоАП РФ.
Например, решением Вольского районного суда Саратовской области от
26 апреля 2023 года удовлетворено административное исковое заявление межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Вольский» Саратовской области (далее – МО МВД России «Вольский» Саратовской области) к Г. о продлении срока административного надзора.
При рассмотрении дела судом установлено, что решением Пугачевского районного суда Саратовской области от 27 июля 2020 года в отношении Г. установлен административный надзор сроком на 3 года.
При этом Г. был привлечен 20 апреля 2022года по части 3
статьи 19.24 КоАП РФ и 16 мая 2022 года по статье 20.21 КоАП РФ.
Учитывая, что поднадзорным лицом в течение одного года было совершено два административных правонарушения, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность, районный суд, применив положения статьи 7, части 2 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ, продлил Г. срок административного надзора на 6 месяцев.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Решением Новоузенского районного суда Саратовской области от
30 января 2023 года отказано в удовлетворении административного искового заявления отдела полиции № 1 в составе межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Новоузенский» Саратовской области (далее - МО МВД России «Новоузенский» Саратовской области) к С. о продлении срока административного надзора на 6месяцев.
При рассмотрении дела судом установлено, что приговором Новоузенского районного суда Саратовской области от 23 марта 2021 года С. признан виновным в совершении преступления, предусмотренного частью 2 статьи 314.1 УК РФ, с назначением наказания в виде исправительных работ сроком на 10 месяцев, с удержанием 15 % из заработной платы в доход государства.
Постановлением Новоузенского районного суда Саратовской области от
14 октября 2021 года осужденному С. заменено наказание в виде исправительных работ на лишение свободы сроком на 1 месяц 23 дня с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 23декабря 2021 года, вступившим в законную силу 17 января 2022 года, в отношении С. установлен административный надзор сроком на 1 год с установлением ограничений.
Верховным Судом Российской Федерации в Постановлении Пленума от 7июня 2022 года № 14 «О практике применения судами при рассмотрении уголовных дел законодательства, регламентирующего исчисление срока погашения и порядок снятия судимости» разъяснено, что если исходя из назначенного по приговору суда реального более мягкого, чем лишение свободы, наказания и категории преступления судимость в отношении лица должна погашаться в соответствии с пунктом «б» части 3 статьи 86 УК РФ, то замена в порядке исполнения приговора назначенного наказания или неотбытой его части лишением свободы (часть 5 статьи 46, часть 3 статьи 49, часть 4 статьи 50, часть 5 статьи 53,
часть 6 статьи 53.1 УК РФ) не влияет на порядок исчисления срока погашения судимости, установленный указанной нормой (абзац 2 пункта 11 Постановления).
В соответствии с пунктом «б» части 3 статьи 86 УК РФ судимость погашается в отношении лиц, осужденных к более мягким видам наказаний, чем лишение свободы - по истечении одного года после отбытия или исполнения наказания.
Из материалов дела следовало, что С. был освобожден из мест лишения свободы по отбытию наказания 30 ноября 2021 года и в соответствии с вышеуказанными положениями судимость у него по приговору Новоузенского районного суда Саратовской области от 23 марта 2021 года была погашена 29ноября 2022 года, поскольку данным приговором С. назначено наказание, не связанное с лишением свободы.
Судам необходимо учитывать, что срок административного надзора не может быть свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за исключением назначения административного надзора лицам, указанным в части 2.1 статьи 3 Закона
(пункт 35 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» в ред. от 22 декабря 2022 года № 41).
Отказывая в удовлетворении административных исковых требований, районный суд, руководствуясь положениями закона, правомерно исходил из того, что срок административного надзора не может быть свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости, а также в связи с истечением срока административного надзора, установленного С. решением Новоузенского районного суда Саратовской области от 23 декабря
2021 года, отсутствовали законные основания для продления срока административного надзора.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Досрочное прекращение административного надзора
Частью 2 статьи 9 Федерального закона № 64-ФЗ предусмотрено, что административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные настоящим Федеральным законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства, пребывания или фактического нахождения. Суд,в который было подано заявление о досрочном прекращении административного надзора, уведомляет об этом потерпевшего и (или) его представителя в письменной форме в день принятия заявления к рассмотрению.
Так, решением Аткарского городского суда Саратовской области от 3 мая
2023 года удовлетворено административное исковое заявление Ш., досрочно прекращен административный надзор, установленный решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 27 июля 2018 года.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 27 июля 2018года Ш. был установлен административный надзор сроком на 8лет.
Согласно рапорту-характеристике участкового уполномоченного отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации по Аткарскому району Саратовской области (далее - УУП ОМВД России по Аткарскому району Саратовской области) по месту жительства Ш. характеризуется удовлетворительно, официально не трудоустроен, является инвалидом, жалоб от жителей на него не поступало. При проведении проверок сотрудниками правоохранительных органов, в том числе в ночное время, а также в праздничные дни, было установлено, что Ш. всегда находился дома. Нарушений установленных судом ограничений им не допускалось. В соответствии с требованием ИЦ ГУ МВД РФ по Саратовской области Ш. после освобождения из мест лишения свободы и за время нахождения под административным надзором к административной и уголовной ответственности не привлекался, в связи с чем районный суд пришел к выводу о необходимости удовлетворения заявленных требований.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Решением Аркадакского районного суда Саратовской области от 1 августа 2023 года отказано в удовлетворении административного искового заявления начальника межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Аркадакский» Саратовской области (далее - МО МВД России «Аркадакский» Саратовской области) о досрочном прекращении административного надзора в отношении М.
В обоснование требований административный истец указал, что М. убыл в воинскую часть для прохождения военной службы по контракту, заключенному на срок 6 месяцев, с 31 мая 2023 года по 30 ноября 2023года.
Принимая решение, районный суд исходил из того, что прохождение военной службы по контракту не является основанием для досрочного прекращения административного надзора.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 31 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15
«О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административный надзор может быть досрочно прекращен судом на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет обязанности, предусмотренные законом, и положительно характеризуется по месту работы и (или) месту жительства либо пребывания.
Поскольку иных условий для досрочного прекращения установленного в отношении М. административного надзора, которое регламентировано Федеральным законом № 64-ФЗ, ни в исковом заявлении, ни в судебном заседании административным истом не приведено, оснований для досрочного прекращения административного надзора не имелось.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Решением Марксовского городского суда Саратовской области от 14 июня 2023 года удовлетворено административное исковое заявление З. к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по Марксовскому району Саратовской области (далее - ОМВД России по Марксовскому району Саратовской области) о досрочном прекращении административного надзора.
При рассмотрении административного дела судом установлено, что решением Марксовского городского суда Саратовской области от 5 сентября 2018года в отношении З. установлен административный надзор сроком до
18 апреля 2027 года с административными ограничениями. Из рапорта-характеристики, выданного старшим отдела участковых уполномоченных полиции и подразделения по делам несовершеннолетних (далее - ОУУП и ПДН) ОМВД России по Марксовскому району, следовало, что за время нахождения под административным надзором З. ограничений, установленных ему судом, не нарушал, к административной ответственности не привлекался, трудоустроен по трудовому договору, спиртными напитками не злоупотребляет. Жалоб и замечаний со стороны соседей на поведение в быту и в общественных местах не поступало.
Принимая решение, районный суд исходил из того, что З. добросовестно соблюдал административные ограничения, положительно характеризовался по месту работы и месту жительства, административный иск подан по истечении более половины установленного судебным актом срока административного надзора, в связи с чем судом сделан вывод о необходимости удовлетворения административного искового заявления.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Частичная отмена административных ограничений
Исходя из положений части 2 статьи 4 Федерального закона № 64-ФЗ, а также разъяснений, данных в пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения.
Частичная отмена административных ограничений может выражаться как в полной отмене одного или нескольких ранее установленных ограничений (ограничения), так и в уменьшении их объема (например, уменьшение количества обязательных явок в органы внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лица для регистрации). Суд также вправе отменить административные ограничения (ограничение), на которые не указано в административном исковом заявлении о частичной отмене административных ограничений.
Так, решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 26июня 2023 года удовлетворено административное исковое заявление Г. к межмуниципальному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации «Энгельсское» Саратовской области (далее – МУ МВД России «Энгельсское» Саратовской области) о частичной отмене административных ограничений.
При рассмотрении дела судом установлено, что решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 11 ноября 2020 года, с учетом решения Энгельсского районного суда Саратовской области от 25 июля 2022 года, в отношении Г. установлен административный надзор сроком на 8 лет с административными ограничениями в виде: запрета посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив; запрета покидать жилое помещение или иное помещение, являющееся для него местом жительства или пребывания, в ночное время с 22 часов до 6 часов следующих суток; запрета на выезд за пределы Энгельсского муниципального района Саратовской области без согласования с контролирующим органом.
Из характеристики участкового уполномоченного отдела полиции №3 Межмуниципального управления МВД России «Энгельсское» Саратовской области (далее – ОП № 3 МУ МВД России «Энгельсское» по Саратовской области) следовало, что жалоб от соседей и родственников на поведение Г. в быту не поступало, в употреблении спиртных напитков замечен не был.
Старшим инспектором ОУУП и ПДН ОП № 3 МУ МВД России «Энгельсское» по Саратовской области была дана характеристика, согласно которой за время нахождения под административным надзором, начиная с февраля 2023года, Г. установленных ему ограничений не нарушал, характеризуется положительно.
Районным судом при принятии решения было учтено, что Г. добросовестно соблюдал административные ограничения, положительно характеризовался по месту работы и месту жительства, работает водителем автомобиля, ограничение в виде запрета пребывания вне жилого помещения в ночное время с 22 часов до
6 часов сопряжено с проведением соответствующих проверок, характер осуществления Г. трудовых обязанностей сопряжен с передвижением по территории Саратовской области, в связи с чем суд признал оправданной необходимость отмены данного ограничения, поскольку оно в сложившихся условиях и при наличии действующих иных ограничений носит чрезмерный характер.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Решением Краснокутского районного суда Саратовской области от
7 мая 2024года удовлетворено административное исковое заявление К. к отделению полиции № 2 в составе Межмуниципального отдела Министерства внутренних дел Российской Федерации «Новоузенский» Саратовской области (далее – ОП № 2 в составе МО МВД России «Новоузенский» Саратовской области) о частичной отмене ранее установленных ограничений.
При рассмотрении дела судом было установлено, что решением Пугачевского районного суда Саратовской области от 12 сентября 2018 года в отношении К. установлен административный надзор сроком на 8 лет с административными ограничениями в виде: обязательной явки на регистрацию в органы внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения два раза в месяц; запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) поднадзорного лица, в ночное время с 22 часов до 6часов каждых суток; запрета пребывания в увеселительных местах: в кафе, барах и ресторанах, с целью употребления спиртных напитков. Решением Краснокутского районного суда Саратовской области от 20 мая 2020 года на К. были возложены дополнительные административные ограничения в виде: запрета на выезд за пределы муниципального района, являющегося местом жительства (пребывания) поднадзорного лица, без уведомления органов внутренних дел по месту жительства (пребывания) поднадзорного лица; запрета на посещение мест проведения массовых и иных мероприятий: митингов, демонстраций.
Отбыв более половины срока установленного административного надзора, К. по месту жительства работы не имеет, супруга административного истца является инвалидом и ей необходимо получение паллиативной помощи и сопровождение.
Районным судом при принятии решения были учтены имеющиеся сведения об образе жизни и поведении поднадзорного лица, а также о соблюдении им административных ограничений, представленные им доказательства в обоснование административных требований, в связи с чем отменено дополнительное административное ограничение, установленное К. в виде запрета пребывания вне жилого помещения или иного помещения, являющегося местом жительства (пребывания) поднадзорного лица в ночное время, с 22 часов до 6 часов; уменьшено количество обязательных явок в органы внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания до 1 раза в месяц по установленному графику.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Решением Балашовского районного суда Саратовской области от
15 августа 2023 года частично удовлетворено административное исковое заявление Г. к Межмуниципальному отделу МВД России «Балашовский» Саратовской области (далее – МО МВД России «Балашовский» Саратовской области) о частичной отмене административных ограничений в виде: запрета покидать жилое помещение или иное помещение, являющееся для него местом жительства или пребывания в ночное время, с 22 часов до 6 часов следующих суток; запрета выезда за пределы Саратовской области без согласования с контролирующим органом; снижено количество обязательных явок для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства по установленному графику до 1 раза в месяц.
При рассмотрении дела судом установлено, что решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 14 июля 2022 года Г. установлен административный надзор сроком на 8 лет за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением административных ограничений в виде: запрета посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив с целью употребления спиртных напитков; запрета покидать жилое помещение или иное помещение, являющееся для него местом жительства или пребывания в ночное время, с 22 часов до 6 часов следующих суток; запрета выезда за пределы Саратовской области без согласования с контролирующим органом; обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства 2 раза в месяц по установленному графику.
Г. со стороны МО МВД РФ «Балашовский» характеризуется удовлетворительно, со стороны соседей положительно, проживает с семьей,
каких-либо нарушений после освобождения из мест лишения свободы административных правонарушений не допускал.
Районным судом при принятии решения были учтены имеющиеся сведения об образе жизни и поведении поднадзорного лица, а именно то, что Г. со стороны УУП МО МВД РФ «Балашовский» характеризовался удовлетворительно, со стороны соседей – положительно, проживал с семьей, каких-либо нарушений не допускал, соблюдал административные ограничения, в связи с чем, руководствуясь положением статьи 11 Федерального закона № 64-ФЗ, районный суд отменил дополнительное административное ограничение в виде: запрета на выезд за пределы Саратовской области без согласования с контролирующим органом; административное ограничение в виде запрета покидать жилое помещение или иное помещение, являющееся для него местом жительства или пребывания в ночное время с 22часов до 6 часов следующих суток дополнено указанием на возможность покидать жилое помещение с целью исполнения трудовых обязанностей в соответствии с заключенным трудовым договором, а также вахтовым методом.
Вместе с тем, административным истцом не было представлено доказательств, свидетельствующих о невозможности соблюдения установленных ему административных ограничений, при этом материалы дела свидетельствовали об обратном (возможность соблюдения установленных ограничений и после трудоустройства), в связи с чем в удовлетворении административных требований о полном снятии административного ограничения в виде запрета пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося избранным местом жительства, пребывания или фактического нахождения в ночное время суток и о снижении количеств обязательных явок для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства отказано.
В апелляционном и кассационном порядке решение не обжаловалось и вступило в законную силу.
Срок административного надзора
При определении срока административного надзора необходимо учитывать положения части 1 статьи 5 Федерального закона № 64-ФЗ, содержащей императивное правило о том, что административный надзор устанавливается в отношении:
- лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости;
- лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания;
- лиц, указанных в части 2.1 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок назначения принудительных мер медицинского характера, но не менее срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости.
Согласно части3 статьи273 КАС РФ в решении суда об установлении или о продлении административного надзора указывается срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом.
Как показало изучение практики рассмотрения дел об установлении административного надзора, судами допускаются ошибки при определении срока административного надзора и порядка его исчисления.
Так, решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 9июня 2023 года в отношении К. установлен административный надзор сроком на 3 года с установлением ограничений, начало срока административного надзора постановлено исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или фактического пребывания.
Разрешая административные исковые требования об установлении в отношении ответчика административного надзора, районный суд, исходил из того, что К. имеет неснятую и непогашенную судимость за преступление, совершенное в период нахождения под административным надзором, за которое осужден к лишению свободы, а потому является лицом, в отношении которого устанавливается административный надзор независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 статьи 3 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в связи с чем установил административный надзор на срок 3 года.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 24 августа 2023 года изменено решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 9 июня 2023 года в части срока административного надзора, установленного в отношении К.
При этом судом первой инстанции не было учтено, что К. совершено тяжкое преступление, предусмотренное пунктом «г» части 3 статьи 158 УК РФ, что в силу пункта «г» части 3 статьи 86УК РФ влечет установление административного надзора сроком на 8 лет. Кроме того, в силу положений пункта 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 6апреля 2011года №64-ФЗ административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 3 Федерального закона от 6 апреля 2011года № 64-ФЗ, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Учитывая, что судом первой инстанции неправильно установлен срок административного надзора, судебный акт в указанной части был изменен. В части установления административных ограничений в виде: запрета посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив; запрета покидать жилое помещение или иное помещение, являющееся для него местом жительства или пребывания в ночное время с 22 часов до 6 часов следующих суток; запрета на выезд за пределы Саратовской области без согласования с контролирующим органом; обязательной явки для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства 4 раза в месяц по установленному графику решение районного суда от 9 июня 2023 года оставлено без изменения.
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Первого кассационного суда общей юрисдикции от 25 декабря 2023 года решение и апелляционное определение оставлены без изменения.
По аналогичному основанию апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 16 мая 2024 года было изменено решение Октябрьского районного суда г. Саратова от
21 февраля 2024 года в части установления срока административного надзора, установленного в отношении В.
В кассационном порядке решение и апелляционное определение не обжаловались.
Решением Ленинского районного суда г. Саратова от 9 октября 2023 года в отношении И. установлен административный надзор сроком на 1 год с применением административных ограничений в виде: запрета посещения баров, ресторанов и иных организаций общественного питания, осуществляющих реализацию алкогольной продукции на розлив; запрета покидать место жительства либо пребывания в ночное время с 22 часов до 6 часов; запрета на выезд за пределы Саратовской области без согласования с контролирующим органом; запрета посещения мест проведения массовых и иных мероприятий с участием большого количества граждан, а также участия в указанных мероприятиях, посещения мест массового досуга (ночные клубы, дискотеки, увеселительные заведения); обязанности явки для регистрации в орган полиции по месту жительства 4 раза в месяц по установленному графику, за совершение преступления по пункту «а» части 3 статьи 158 УК РФ к 1 году 1 месяцу лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима, освобожден из мест лишения свободы 14 сентября 2022 года. В ходе проведенной проверки по информационной базе установлено, что освобожденный из мест лишения свободы и имеющий непогашенную судимость за совершение тяжкого преступления И. совершил в течение года 2 административных правонарушения – 28 декабря 2022года и 8 июня 2023 года по статье 19.16 КоАП РФ.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 11 апреля 2024 года изменено решение Ленинского районного суда г. Саратова от 9 октября 2023 года в части порядка исчисления срока административного надзора, установленного в отношении И.
При этом судом первой инстанции не было учтено, что в соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», в решении суда об установлении или о продлении административного надзора должен быть указан срок административного надзора (конкретный период в днях, месяцах, годах и (или) срок, определяемый днем начала его течения и окончания (например, со дня вступления решения суда в законную силу до погашения судимости).
В нарушение части 3 статьи 273 КАС РФ в резолютивной части решения не указано начало исчисления срока административного надзора.
Таким образом, учитывая, что судом первой инстанции в резолютивной части решения не указано начало исчисления срока административного надзора, судебный акт в указанной части был изменен, резолютивная часть решения Ленинского районного суда г. Саратова от 9 октября 2023 года дополнена указанием на исчисление срока административного надзора со дня вступления в законную силу решения суда об установлении административного надзора, в остальной части решение суда от 9октября 2023 года оставлено без изменения.
В кассационном порядке решение и апелляционное определение не обжаловались.
Нарушение норм процессуального права
При изучении практики рассмотрения административных дел, связанных с установлением административного надзора за лицами, освобождаемыми и освобожденными из мест лишения свободы, был выявлен случай нарушения норм процессуального права.
Отсутствие аудиопротокола судебного заседания
Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № 13» Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Саратовской области (далее – ФКУ ИК-13 УФСИН России по Саратовской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением об установлении административного надзора в отношении Н. на срок 10 лет с применением административных ограничений.
Решением Энгельсского районного суда Саратовской области от 3 августа 2023 года административные исковые требования удовлетворены.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Саратовского областного суда от 5 октября 2023 года решение Энгельсского районного суда Саратовской области от 3 августа 2023 года отменено, административное дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Судом апелляционной инстанции установлено, что согласно протоколу судебного заседания от 3 августа 2023 года производилась аудиофиксация судебного заседания, в судебном заседании участвовали представитель административного истца, административный ответчик, прокурор.
Прослушав СD-диск с аудиозаписью судебного заседания, судебной коллегией установлено нарушение правил аудиопротоколирования, выразившееся в несоответствии текста резолютивной части решения суда, оглашенного в судебном заседании, с текстом, изложенным на бумажном носителе. В частности судом оглашено, что административный надзор установлен сроком на 8лет, тогда как в резолютивной части обжалуемого решения указан срок 10 лет.
Судебная коллегия по административным делам Саратовского областного суда пришла к выводу о необходимости отмены решения суда первой инстанции и с направлением административного дела на новое рассмотрение, в связи с существенным нарушением норм процессуального права.
В кассационном порядке решение и апелляционное определение не обжаловались.
Из представленных дел изучаемой категории иных процессуальных нарушений установлено не было.
Выводы и предложения
Анализ судебной практики показал, что суды области в большинстве случаев правильно определяют нормы права, подлежащие применению к спорным отношениям, и круг обстоятельств, имеющих значение для рассмотрения спора. Дела данной категории не вызывают у судов каких-либо вопросов, в целом практика разрешения рассмотренной категории споров является сложившейся и устойчивой.
Вместе с тем, имеют место случаи нарушения либо неправильного применения судами норм процессуального и материального права.
В случае выявления при рассмотрении дел данной категории нарушений администрациями исправительных учреждений Саратовской области части 7 статьи 270 КАС РФ относительно сроков предъявления административных исковых заявлений об установлении административного надзора судам необходимо выносить частные определения в адрес их руководителей с целью недопущения в будущем нарушений законности.
Предлагается изучить данную справку на семинарских занятиях с судьями области.